С 01 июля 2015 года вступили в силу положения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве», установившие правила для индивидуального банкротства граждан http://base.garant.ru/70832232/. На данный момент необходимые нормы в законодательстве отсутствуют, что создает трудности как для должников, так и для кредиторов. В основном задолженность взыскивается через суд с последующим принудительным исполнением судебного решения силами приставов. Однако в итоге обычно удовлетворяются требования кредитора, обратившегося в суд первым, а остальные продолжают оказывать как законное, так и не очень законное давление на должника, с которого часто взыскивать уже нечего.

 Закон вводит процедуру реструктуризации задолженности гражданина, которая проводится на основе утверждаемого судом плана и выгодна как должникам, так и кредиторам. Первые получат возможность постепенно расплатиться с долгами, не лишившись при этом имущества, а вторые – правовые гарантии удовлетворения своих требований. Также документ предусматривает две альтернативные процедуры: заключение мирового соглашения и реализацию имущества должника как крайнюю меру.Реструктуризация долгов гражданина

Когда нужно подавать заявление о банкротстве

Гражданин обязан подать заявление в суд о признании его банкротом, если он не может исполнить обязательства на сумму 500 тыс. руб. или более (за нарушение данного правила предусмотрен штраф от 1 тыс. до 3 тыс. руб., ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ будет изложена в новой редакции). Кроме того, обратиться в суд с таким заявлением могут и сами кредиторы.

Если сумма его долгов не достигла 500 тыс. руб., но он предвидит банкротство, то он также может подать заявление о признании его банкротом. Однако при этом ему придется доказать суду, что он действительно не в состоянии исполнить обязательства в срок и при этом отвечает признакам неплатежеспособности или недостаточности имущества. Суд рассмотрит заявление и, если доводы гражданина найдут свое подтверждение, введет реструктуризацию долгов.

Также суд утвердит финансового управляющего, который будет руководить процессом реструктуризации. Его труд оплачивается за счет средств самого должника, а размер вознаграждения составляет 10 тыс. руб. (эту сумму гражданин должен сразу внести на депозит суда) плюс 2% процента от размера удовлетворенных требований кредиторов (эта часть вознаграждения уплачивается управляющему уже после завершения реструктуризации).

Последствия принятия решения о реструктуризации задолженности

Главная особенность процедуры реструктуризации – снятие с гражданина лишней финансовой нагрузки, чтобы ничто не мешало ему исполнить свои обязательства перед кредиторами. Так, с даты вынесения судом определения о введении реструктуризации накладывается мораторий на удовлетворение денежных требований кредиторов.

Прекращается начисление неустоек, штрафов, пеней, других финансовых санкций, а также процентов по обязательствам. Исключение составляют обязательства, которые возникли уже после принятия заявления о банкротстве. Исковые заявления, которые предъявлены вне рамок дела о банкротстве и не рассмотрены судом до введения реструктуризации, оставляются без рассмотрения. Также приостанавливаются имущественные взыскания по исполнительным документам и пр.

При этом вводится и ряд ограничений для гражданина в части распоряжения своим имуществом и финансами. Так, в ходе реструктуризации некоторые сделки он может совершать только с письменного согласия финансового управляющего. Это такие сделки, как приобретение и отчуждение имущества стоимостью более 50 тыс. руб., а также любого недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставном капитале и транспортных средств, получение кредитов и др.

Если между гражданином и управляющим по этому поводу возникают разногласия, они разрешаются в суде, рассматривающем дело о банкротстве. Если гражданин все же совершает крупную покупку или продает часть своего имущества без согласования с управляющим, то ему грозит штраф от 4 тыс. до 5 тыс. руб. (соответствующие изменения были внесены в ст. 14.13 КоАП РФ).

После принятия решения о реструктуризации финансовый управляющий должен созвать собрание кредиторов, в ходе которого будут определены требования к гражданину, утвержден план реструктуризации его задолженности, а также может быть заключено мировое соглашение с кредиторами. Гражданин принимает участие в собрании без права голоса и, написав соответствующее заявление финансовому управляющему, может не являться на него вовсе – собрание состоится в любом случае.

Общее собрание кредиторов должно разрешить следующие вопросы:

  • об утверждении или об отказе в утверждении плана реструктуризации и вносимых в него изменений;
  • об обращении в суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации;
  • об обращении в суд с ходатайством о признании гражданина банкротом и о введении реализации имущества гражданина;
  • о заключении мирового соглашения.

План реструктуризации

Необходимым условием для подготовки плана реструктуризации является в первую очередь наличие у гражданина хотя бы одного источника дохода. Кроме того, у него не должно быть неприятных моментов в биографии, таких как:

  • неснятая или непогашенная судимость за экономические преступления;
  • административные наказания за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, фиктивное или преднамеренное банкротство, срок которых не истек на момент принятия заявления о банкротстве;
  • признание банкротом в течение пяти предыдущих лет до предоставления плана реструктуризации;
  • утвержденный план реструктуризации в течение восьми лет до предоставления текущего плана.

В противном случае гражданин признается банкротом, минуя процедуру реструктуризации, а его имущество распродается для погашения долгов.

Гражданин и кредиторы могут подготовить и направить финансовому управляющему проекты плана реструктуризации. Если ни одного проекта не представлено, то финансовый управляющий выходит с предложением к собранию кредиторов о признании гражданина банкротом и о реализации его имущества.

В план обязательно включаются порядок и сроки погашения требований всех кредиторов и процентов по ним. Срок реализации плана – не более трех лет.

Финансовый управляющий представляет план на общем собрании кредиторов вместе с отчетом о своей деятельности, со сведениями о финансовом состоянии гражданина и с другой информацией. Если общее собрание утвердит предложенный план, то он будет направлен в суд.

Рассмотрев план, суд может его утвердить, отложить рассмотрение этого вопроса или отказать в утверждении плана либо признать гражданина банкротом и ввести реализацию его имущества.

Исполнение плана реструктуризации

По ходу исполнения плана гражданин вправе направлять финансовому управляющему предложения о внесении изменений в план реструктуризации своих долгов. Собрание кредиторов также вправе обратиться в суд с ходатайством о внесении изменений в план реструктуризации долгов гражданина в случае улучшения имущественного положения гражданина.

По итогам исполнения плана финансовый управляющий обязан подготовить отчет, который направляется кредиторам, а также в суд. Если требования кредиторов, включенные в план реструктуризации, не удовлетворены или отчет не представлен в срок, то собрание кредиторов сможет обратиться в суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации и о признании гражданина банкротом.

Рассмотрев результаты исполнения плана реструктуризации, суд может принять определение:

  • о завершении реструктуризации (если задолженность, предусмотренная планом, погашена и жалобы кредиторов признаны необоснованными);
  • об отмене указанного плана и о признании гражданина банкротом (например, если план не выполнен).

Признание гражданина банкротом и реализация его имущества

Основания признания гражданина банкротом

Если реструктуризация не состоялась, то суд признает гражданина банкротом. Причин для этого может быть несколько:

  • план реструктуризации не представлен в срок;
  • план реструктуризации не одобрен собранием кредиторов;
  • план реструктуризации отменен судом (например, из-за неисполнения);
  • если возобновлено производство по делу о банкротстве (из-за неисполнения мирового соглашения или нарушений в ходе реструктуризации или реализации имущества).

Признание гражданина банкротом предполагает введение судом реализации его имущества. Также суд может временно ограничить выезд гражданина из России. Это ограничение действует до завершения или прекращения производства по делу о банкротстве (в том числе в результате утверждения судом мирового соглашения). При наличии уважительной причины по ходатайству гражданина и с учетом мнения кредиторов и финансового управляющего суд вправе отменить ограничение на выезд досрочно.

Реализовано может быть все имущество гражданина, за исключением того, на которое не может быть обращено взыскание. С момента признания гражданина банкротом все права в отношении его имущества осуществляются только финансовым управляющим. Соответственно все сделки, совершенные без участия финансового управляющего, недействительны. Распоряжение средствами на счетах в банке также переходит к управляющему. Третьи лица, у которых есть имущественные обязательства перед гражданином (например, заработная плата, арендная плата), также должны исполнять их финансовому управляющему.

Оценка имущества гражданина проводится финансовым управляющим самостоятельно. Тем не менее собрание кредиторов вправе принять решение о привлечении для этих целей оценщика. Его работа будет оплачена за счет кредиторов, отдавших свои голоса за это решение. При этом проведенная оценка может быть оспорена гражданином или кредиторами в суде.

Если финансовый управляющий не сможет реализовать имущество (например, его никто не купит на торгах) и кредиторы откажутся принять имущество в счет исполнения обязательств, то право гражданина распоряжаться им восстанавливается. Требования кредиторов в этом случае считаются погашенными.

Последствия признания гражданина банкротом

По итогам реализации имущества управляющий предоставляет отчет в суд, который признает эту процедуру завершенной. После расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов. Требования, которые не были удовлетворены по причине недостаточности имущества гражданина, считаются погашенными.

Исключение составляют требования по текущим платежам, возникшим после введения процедуры реструктуризации или реализации имущества, по требованиям о возмещении вреда жизни или здоровью, о выплате зарплаты и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также по иным требованиям, неразрывно связанным с личностью кредитора. Они сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина.

В течение пяти лет после признания гражданина банкротом он не вправе брать кредиты или займы без указания факта своего банкротства. Также в течение этого срока по его заявлению не может быть возбуждено новое дело о банкротстве. Если в течение этого периода он все же был повторно признан банкротом по инициативе кредиторов, то даже в случае реализации имущества оставшиеся обязательства перед кредиторами списаны не будут. Эти ограничения вводятся, чтобы не допускать злоупотреблений институтом банкротства со стороны граждан.

Наконец, в течение трех лет с даты признания банкротом гражданин не вправе участвовать в управлении юридическим лицом (например, занимать кресло руководителя организации или входить в состав совета директоров).

 Мировое соглашение с кредиторами

Третья процедура, предусмотренная Законом, – заключение мирового соглашения, которое является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. Оно заключается между гражданином и кредиторами, решение об этом должно приниматься на общем собрании кредиторов и утверждаться судом.

В случае заключения мирового соглашения действие плана реструктуризации, а также запрета на удовлетворение требований кредиторов прекращается. Гражданин приступает к погашению задолженности перед кредиторами на условиях, установленных в соглашении. Если он их нарушит, то производство по делу о банкротстве может быть возобновлено, и суд в этом случае введет реализацию имущества.

 Реструктуризация задолженности до 500 тыс. руб.

Помимо достаточно сложной судебной процедуры реструктуризации, планируется предусмотреть возможность погашения небольшой задолженности (до 500 тыс. руб.) во внесудебном порядке. Для этого будет использован действующий институт Общественного примирителя на финансовом рынке (финансового омбудсмена). Он был создан 1 октября 2010 года при Ассоциации российских банков для внесудебного рассмотрения споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами – физическими лицами. Такие услуги оказываются бесплатно.

Тем не менее законодательно статус финансового омбудсмена пока не урегулирован. Именно поэтому законопроект, призванный ликвидировать данный пробел, уже внесен Правительством РФ в Госдуму. 

Планируется, что будет создана целая служба финансовых уполномоченных, причем в форме некоммерческого партнерства. Кредитные организации, согласно законопроекту, обязаны по требованию уполномоченных предоставлять необходимые документы и разъяснения, даже если они содержат информацию, доступ к которой ограничен законом.

Обращения граждан будут распределяться между финансовыми уполномоченными по сферам деятельности, основные из которых – банковская и страховая.

Кредитные и страховые организации будут обязаны исполнять решения финансовых уполномоченных, вынесенные по итогам рассмотрения обращений граждан. При этом планируется, что омбудсмены получат право обращаться в суд для получения исполнительного листа и таким образом смогут добиваться исполнения своего решения в принудительном порядке – силами судебных приставов.

Если говорить о финансовом уполномоченном в сфере банковской деятельности, то он будет рассматривать обращения по вопросам вкладов, кредитов (займов), открытия и ведения банковских счетов, осуществления переводов денежных средств, купли-продажи иностранной валюты и др.

При этом законопроектом предусматривается обязательный досудебный порядок разрешения соответствующих споров. Обращение может быть направлено в суд только после предварительного рассмотрения уполномоченным.

В настоящее время трудно представить как будет складываться судебная практика, поскольку суды общей юрисдикции, никогда ранее не сталкивавшиеся с делами о банкротстве, не имеют ни опыта, ни практики, ни специалистов. Вне всяких сомнений, что на горизонте год-два должно будет появиться Постановление Пленума Верховного Суда РФ, которое систематизирует и обобщит наиболее спорные и дискуссионные проблемы, установив единообразный порядок их разрешения. До появления такого документы, судебная практика будет складываться эмпирически, т.е. как придётся. Такое положение не исключает принятие противоположных и непоследовательных судебных решений. 

Для защиты прав граждан, как кредиторов, так и должников, требуется помощь настоящего профессионала, поскольку сфера банкротства граждан, является частью общей системы банкротства, предусмотренного ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» практика применения которого наработана арбитражными судами РФ, и по поводу её применения имеется ряд пояснений упразднённого ныне Высшего арбитражного суда РФ. Очевидно, что практика правоприменения норм о банкротстве граждан будет заимствовать далеко не всё, что ранее выработано арбитражными судами для банкротств предпринимателей и организаций. 

Таким образом,  мы вступаем в крайне интересную и увлекательную стезю правотворчества, т.е. самостоятельного создания норм и правил, толкований и правовых конструкций для придания институту банкротства граждан подлинного действенного и справедливого характера. Учиться придётся всем участникам этого процесса, и судьям, и финансовым управляющим, и адвокатам, сопровождающих стороны (как должников, так и кредиторов), и судебным приставам, и, конечно, гражданам.